О ПРАВАХ В ОТНОШЕНИЯХ

        

Назад


Из цикла "Двойное одиночество"



       Почему не всегда получается конструктивное общение между людьми? Откуда берутся споры и обиды? Конечно, с этими и другими проблемами может помочь любой профессиональный психолог Москва так и кишит «специалистами». Но специалист специалисту рознь. Во всяком случае, пользуясь частными объявлениями, любой человек может нарваться на шарлатана.
      На первый взгляд – чего может быть проще: быть в равных отношениях со всеми. Однако, если вспомнить разные моменты и случаи, происходившие с нами в жизни, становится понятно, что это не так просто. Сплошь и рядом создаются ситуации, когда положение оказывается далеко не равным.
       Наверняка каждому приходилось слышать или говорить следующую риторическую сентенцию: а почему тебе можно, а мне нельзя? Ссоры и обиды, возникающие, как следствие этого вопроса, закономерны. Праведное возмущение и стремление к тотальной справедливости понятно.
      Вопрос вот в чем: почему никогда не приходит полного удовлетворения от доказательства своей правоты?
Что происходит с человеком, когда он, возмутясь несправедливостью, начинает отстаивать свои права?
Что такое вообще справедливость?

       Моя справедливость - это логика моего восприятия картины мира.
Если что-то не укладывается в логическую цепочку в соответствии с моими представлениями о событии и с принятыми мною понятиями – это не справедливо.
Где я беру свои представления и понятия? Из своего восприятия картины мира, сугубо индивидуального.

       Подозреваю, что точно так же происходит и у других людей. Источник многих коммуникационных проблем находится именно здесь.

       Поскольку у каждого человека такая картина мира своя, справедливость получается у всех разная. У кого – то картины мира похожи, и со справедливостью проблем не возникает, а у кого-то коренным образом отличаются.

      Тут-то и возникает вопрос о правах. Цезарю - цезарево, слесарю – слесарево… Абыдно, да?

       Но что же все-таки делать, если не хочется прогибаться под этот изменчивый мир, а его прогибать под себя гиблое дело, не смотря на совет классика?

      Конечно, попробовать изменить ход мироздания всегда интересно, но опыт предыдущих ораторов подсказывает, что путь этот ярок, но краток. При этом результативность изменения мира относительная. Наиболее старательные деятели по переустройству попадают в учебники по истории. А мир-то как шел своим путем, так и идет.

      Может быть, допустить мысль, что сам имеешь непосредственное отношение к этому миру? Более того, независимо от собственного отношения, являешься его частью. Неотделимой.

       Приняв себя за часть мира, значительно легче его изменять. Может, в учебник по истории и не попадешь, но тут уж каждому по потребностям…
Итак, что же может изменить в себе слесарь, желая получить права Цезаря?
И какие именно права он желает получить?
Речь не идет о разном положении в социальной иерархии или об уровне материального обеспечения.
Речь идет о правах. Равных.
Равноправие возникает тогда, когда права равные. То есть, получая какие-то права, отдаешь точно такие же туда, откуда получаешь.
На первый взгляд сложность заключается в выдаче кому-то этих прав. Но это только половина задачи.

       Основа претензии – почему ему можно, а мне нельзя? - Я тоже хочу иметь право.
Вот тут-то и тонкий момент. Не всегда то, что дают, принимаешь полностью. Можно сделать вид, что взял, можно задекларировать это, но это не означает, что имеешь.

      Иметь – это разрешить себе владеть тем, что получаешь и нести за это ответственность.
А без этого разрешения - вроде и твое, но вдруг отнимут, – лучше не привыкать….
Вроде и твое, но вдруг осудят, что имеешь, страшно…. Пока не поздно – могу еще отказаться, если что.
Вот так, как имеешь, не до конца, так и отдаешь. Тоже не до конца.

       Например, задекларировал наш слесарь, что имеет право ошибаться. Буду, говорит, радостно ошибаться всем подряд. Красота! Собрался он ошибаться, а сам думает: - вот это я молодец! Такой широты натуры я необычайной, ошибайтесь тоже, люди добрые, на здоровье!
Тут его – бац! – и по голове. Он – что это вы! Мне же больно!
А ему – извините, ошибочка вышла, не видели мы вашей головы, что же вы когда из двери ее высовываете, не предупреждаете?
Обижается тогда слесарь: - Да как же так, ведь всем известно, что я из этой двери обычно выхожу! Зачем же ее в обратную сторону толкать?!
А кому известно? Те, кто толкали – не знали этого. Заняты были своим делом и не увидели, что дверь начала открываться. Имеют право? Ну да, но…. Шишка-то на лбу! Безобразие! Должны знать были, и все. Ну, пообижался он, и решил, что в другой раз осторожнее будет, открывая дверь, громко топать примется, например. Другие имеют право его не видеть, но услышать-то должны!
Идет он на другой раз, громко топает. А тут опять человек с той стороны. Сам задумался. Не слышит топота.
Бац! Шишка-то у него теперь оказалась. Опять обида у нашего слесаря. - Я же топал! Что же ты, глухой? И вообще, почему тебе можно мне шишки ставить, а мне нельзя?
Как же круг разомкнуть?

       Разрешить себе иметь эти шишки и отвечать за них.

      Из-за разности восприятия люди не всегда замечают человека с той стороны двери. В этой ситуации не нужно никого обвинять, и в первую очередь себя. Предусмотреть все невозможно и не нужно.

       Позволяя себе не винить себя и других за случайно полученные и нанесенные шишки, мы начинаем видеть взаимосвязи в открывании дверей, собственных маршрутах, маршрутах человека с той стороны. И через какое-то время дверь становится прозрачной. Или открытой настежь, тоже вариант. Людям нет надобности стучаться лбами, они видят друг друга и радостно пожимают руки, встречаясь.

      Прежде, чем отдавать кому-либо право на что-либо, нужно сначала это право иметь самому. Иметь полностью и полностью нести ответственность за него.

       Возвращаясь к нашему слесарю, хотелось бы сделать напоследок несколько простых и всем известных выводов. Очень вероятно, что, попадись они юному слесарю в начальном образовании, он бы ощущал себя во взрослой жизни Юпитером….


Выводы:

- У каждого человека картина восприятия мира своя.

- Явление не принимай за Сущность. Не всегда то, что видишь, есть на самом деле.

- Хочешь быть понятым - будь понятным. Не всегда то, что понятно самому, понятно другим.

- Не претендуй на истинность своей картины. Истин две и больше все равно не бывает. Так же, как и одинаковых людей.

Совершенно бесполезное дело искать и доказывать эту истинность, потому что результат будет другой - либо ты кого-то подомнешь, либо тебя подомнут.

- За доказательством своей правоты теряется главное в жизни - ее процесс.

Вместо того, что бы жить, все время думаешь, в чем был не прав или что сделать, чтоб доказать, что прав. От этого обидно, больно, грустно, печально, и скучно, наконец.

Радость общения и вообще жизни - всегда в настоящем моменте.

Москва, декабрь 2007.

Иоганна Шакирова
психолог

  • В НАЧАЛО СТАТЬИ


  • НА ГЛАВНУЮ


  • позвонить







    отношения





    центр Псиформер







    Задать вопрос психологу:

    *Ваше сообщение:

    *Ваше имя:

    Телефон:

    *E-mail: